Форум » ВСЁ ОБ ОТИСЕ » LONG WAVE & MR. BLUE SKY » Ответить

LONG WAVE & MR. BLUE SKY

Voldar: Сегодня у нас официальный релиз .Предлагаю делиться своими впечатлениями о новых альбомах Джеффа в отдельной теме. 1. She 2. If I Loved You 3. So Sad 4. Mercy, Mercy 5. Running Scared 6. Bewitched, Bothered and Bewildered 7. Smile 8. At Last 9. Love Is A Many Splendored Thing 10. Let It Rock 11. Beyond The Sea 1. Mr. Blue Sky 2. Evil Woman 3. Strange Magic 4. Don’t Bring Me Down 5. Turn To Stone 6. Showdown 7. Telephone Line 8. Livin’ Thing 9. Do Ya 10. Can’t Get It Out Of My Head 11. 10538 Overture 12. The Point Of No Return

Ответов - 146 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Goldenday: На торрентс.ру один чувак уже высказался в теме, что на сольнике почти все песни его в тоску вгоняют. Как говорится, это - его проблема, а я терпеливо жду посылку, чтобы получить наивысшее удовольствие от первого подробного знакомства с новыми шедеврами Джеффа..

Voldar: Ну вот и украли уже все,даже пишут что и в лосях. http://www.kpnemo.ws/music/2012/10/05/Electric_Light_Orchestra__Mr_Blue_Sky_The_Very_Best_of_Electric_Light_Orchestra_2012_Newly_Recordeddigital_web_release/#full http://www.kpnemo.ws/music/2012/10/05/Jeff_Lynne__Long_Wave_2012_digital_web_release/#full

Storiesofold: прослушал альбом уже раз пять, всё отлично, рука мастера видна даже глухому, любимая песня Love Is A Many Splendored Thing , штырит как не знаю что.


AlexYar: Я вот не смог сдержаться, да простит меня Джэфф и его звукозаписывающий лейбл.... (торжественно обязуюсь приобресть оригинал для коллекции по его появлении в России! ). Пока ехал до работы почти дважды прогнал - уфффффффф, чуть остановку не проехал! Наверное люди, смотрящие на в общем-то уже не очень молодого человека с наушниками в ушах, лицо которого отражало полный прилив счастья мысленно подумывали об умопомрачении... Что ж, наверное так и есть! Шикарная пластинка и нечего тут в принципе больше добавить. Так мы ее ждали, так готовились к выходу, что уже сами додумали все те семплы, которые появились заранее в сети. И вот полные версии всех вещей наконец-то стали доступны к прослушиванию!!! Джэфф великолепен! Каждая композиция особенна! Да, есть безусловные фавориты, куда ж без этого, но и в целом альбом просто хорош! Конечно наивысшие впечатления можно получить от прослушивания на высококлассной аппаратуре, чего я всем безусловно желаю!

SLQ: А я на работе, насколько возможно , целый день слушаю. Жду, когда приеду домой и все на нормальной громкости смогу услышать. Пока фавориты Love Is A Many Splendored Thing и Beyond the Sea, но я думаю, что это не окончательно. Так настроение поднялось. Потрясающий альбом.

Storiesofold: Ещё поразила If I Loved You ,в конце Линн взял такую ноту, что чердак съезжать начинает, глыбища просто!!!!!!!! всё классно, одна обида, он опять короткий, как и Театр кресел((( где времена Out of the blue ,когда альбомы были двойными. Эх, мурзилки мы горемычные(( спасибо хоть, что сейчас при нем, живом живем.

Goldenday: Storiesofold Хочу признаться, что мне очень понравилось, как ты высказался на торрентс.ру в новых релизах. Без шуток. Единственный косячок про Бивана, но это мелочь, а в целом очень приятно

Voldar: Чего то пока слов нет,одни чуйства,но уже хочется заорать как Игорек Барабанов - ОООО ЭТИ ГИТАРЫ!!!!!!!,а также ЭТИ КЛАВИШНЫЕ!!!!!,ЭТИ БАРАБАНЫ !!!! ну и всё остальное.

Goldenday: Voldar пишет: Чего то пока слов нет,одни чуйства Ну вот после чувств слова: меня очень поразила орбисоновская Running Scared. За счёт сочных, глубоких ударных и аранжировки песня стала как-то совсем монументально звучать. Она и у Роя звучала здОрово, а у Линна словно танк катится. Какой-то несгибаемый марш героям. Странно прозвучала концовка Let It Rock. Первый раз встречаю такое у Джеффа: рок-н-ролл идёт, идёт, раскручивается и..... уходит в никуда. Словно версия была на пару минут дольше, а Джеффу всё надоело. Взял да просто подсократил версию, не задумываясь о финальной точке. А вообщё всё это мелочи.

Voldar: Опять же пока могу только заметить,что Джефф здорово насобачился драммить,не иначе Джим поднатаскал.

Goldenday: Сегодня всё-таки решил скачать и только что прослушал. Альбом настолько совершенен, что хочется плакать от эмоций. Если есть живое воплощение музыки на Земле, то это Линн в первую очередь. Изысканность аранжировок, совершенство исполнения, великолепнейшие мелодии - всё сходится в одном человеке. В природе такого по теории вероятности быть не должно, но волосатик в дымчатых очках стабильно, на протяжении многих лет, опровергает все нормы. Блин, был бы я миллионером - выкупил бы так часть тиража и раздавал бы по штучке всем желающим или интересующимся. Альбом - супер! Да чего говорить....

SLQ: Storiesofold пишет: Ещё поразила If I Loved You ,в конце Линн взял такую ноту, что чердак съезжать начинает, глыбища просто!!!!!!!! Да, я тоже от этой ноты просто в полном улете!

Storiesofold: ну косяк я уже постарался исправить, а остальное от души))))

Goldenday: Storiesofold пишет: остальное от души Это хорошо чувствуется

Voldar: Чтобы повнимательнее рассмотреть парня,который всё это наделал,подкинули клип в ХД,он отлично смотрится на полном экране. Загадка: Какой из Джеффов самый Линн?

Sergey`M: Я вот затрудняюсь - все хороши. Если клонировать Джеффа - получится Электрик Линн Оркестра! В Mr.Blue sky классические вещи ELO просто потрясающе преобразились. Просто супер. Тащусь.

Goldenday: Sergey`M пишет: В Mr.Blue sky классические вещи ELO просто потрясающе преобразились Вообще удивительно: уже далеко не первое подобное мнение встречаю в сети, что вещи изменились в лучшую сторону. Казалось бы, чего уж лучше старых записей? Ан нет - опять мистер Линн сделал ставку и выиграл. Одно счастье жить на планете одновременно с таким мужиком

Storiesofold: чето все на торрентах приборы кладут на новые релизы Линна, забывают его заслуги и вообще такое впечатление, что не фанаты ,а критики из Акул пера собрались, эдакие псевдопрофессора и "знатоки" музыки, либо они ничего из Линна толком не слушали, либо я ошибся этой вселенной. Не по теме, но помню впервые к нам приехали Пет Шоп Бойс (которых я очень уважаю) в 98 ом году , так вот занесло их на Акулы пера, почти час к ним были одни вопросы на тему: а каково вам быть педиками...? капец просто.

Goldenday: Да забей ты на этих козлов. Покритиковать они все любят, а сами - пустое место. Мы вот с Владом только что посмотрели скачанный днём DVD про Джеффа. Прекрасная документалка! Только логичнее её было бы назвать не The Story of Jeff Lynne & ELO, а The Story of Jeff Lynne & Traveling Wilburys, поскольку про участников ELO там ни одного слова и лишь одна фотография с Вудом и Биваном мелькнула. Вообще душевное кино.

Storiesofold: Кино обалденное, единственное в своем роде. Отличного качества и почти всё без перевода понятно. Мы впервые заглянули к Джеффу домой, интересно,а что за лес у него такой из дверей одной комнаты? А что по фильму: всё отлично, но было обидно что совершенно не коснулись позднего периода ЭЛО, от Дискавери до Баланса, лично для меня этот период самый любимый, пусть уж не говорят про распад группы и грызню друг с дружкой, но могли бы минут семь уделить основным деталям написания этих шедевров и про Ксанаду ни слова(((( А ещё показалось, что в конце синхроны Пола и перца из Иглс (забываю его имя) ооочень натянутые были, как будто им в конце интервью говорят: ну скажите что нибудь ещё, у нас недобор. И вот один сидит и мучается: а ещё, а ещё он хороший...... друг (выдохнул), он такой хороший друг!!!!! Ну а Пол тоже в том же стиле : Голос, вокал, композитор, бла бла бла...то есть содержательности в этой инфе ноль, мы и так знаем кто он и что он... вот нужно было бы именно эти куски выкинуть и вставить историю позднего периода ЭЛО...ну это моё ИМХО, как режиссера, а в остальном конечно подарок Джеффоманам)))) второй день под кайфом хожу))))

Storiesofold: скажите,а почему в ас так тихо? сегодня второй день праздника которого мы ждали больше 10 лет,а тут я самый активный получаюсь, типа я один больше всех ждал чтоль?

SLQ: А я Джеффа сижу пересматриваю и преслушиваю.

Storiesofold: дык тогда и пиши одновременно мысли и чувства,а то вроде одну группу любим,а все сидят как бурундуки перед мисками, все хрустят,едят, но молчат

Goldenday: Storiesofold пишет: как бурундуки перед мисками О! сказано-то как образно Надо взять на вооружение

SLQ: Ну я еще у себя в журнале пост написала о Джеффе и его новнках, по всем форумам инфу покидала, на beatles.ru новости прописала , так что тружусь весь день аки пчела на благо Джеффа..

Storiesofold: я тоже у себя в ЖЖ пропишу всё всё, но тоже как ты ничего никому не покажу)))

SLQ: Это в каком смысле: ничего не покажу?

Storiesofold: да покуражиться захотелось, там про Линна всё равно ничего нету, так ты же вредничаешь и я вредничаю))))) Линн 11 лет вредничал, вот и передалось

SLQ: Я вредничаю? Ну если интересно http://kavery.livejournal.com/2146598.html Но там ничего интересного нет, так общие слова. Я в жж не много про музыку пишу.

Storiesofold: ок, спасибо, читану)))

Goldenday: SLQ и Storiesofold , ребята и девчата, вы - молодцы! Задаёте сейчас праздничное настроение всему форуму и даже больше. Побольше бы такой активности от всех.

Storiesofold: SLQ, отметил,что ты очень красивая, буквы пока не читал, всё завтра,а пока вот накидал, думал - напишу пару фраз и продолжу утром, но не смог, ибо на подъеме пошло. http://storiesofold.livejournal.com/8072.html

Voldar: Storiesofold из ЖЖ Доброта его музыки,его энергетика сносит покруче цунами, причем сносит самое негативное, оставляя в душе веру в красоту и любовь. Ну стори,ну даешь.Очень образно и ёмко.

SLQ: Storiesofold пишет: отметил,что ты очень красивая О, где хе та мои фото нашли? Я вроде давно не публиковала?

SLQ: Storiesofold пишет: http://storiesofold.livejournal.com/8072.html Красиво написано! Но все правильно!

Storiesofold: хех,я ещё и на машинке...это... вышивать умею)))

Sergey`M: Интересно, Ричард Тэнди в записи этих альбомов участие принимал? На видео он в отличной форме, да и друзья они с Джеффом.

Goldenday: Ha Long Wave точно нет, там один Джефф властвует безраздельно, а вот на сборнике - не исключено.

Sergey`M: Похоже нет Тэнди. Зато есть Марк Манн.

Goldenday: Sergey`M пишет: Похоже, нет Тэнди Да, ты прав. Ну, что делать: видимо, в этот период что-то не сложилось у них по времени или по другим мотивам. Главное, что Тэнди и Линн по-прежнему в добрых отношениях на протяжении более сорока лет. Если Джефф позвал Тэнди для записи по ТВ, Тэнди по-прежнему в игре и мы его ещё услышим.

Sergey`M: Дим, лишь бы Джефф не устал от многочисленных шоу и вечеринок. А Ричард Джеффу поможет сбацать что-то новое, только бы позвал его Джефф.

Goldenday: Sergey`M пишет: лишь бы Джефф не устал от многочисленных шоу и вечеринок Не устанет. Я думаю, Камелия его настроила как следует и поддержит в случае чего. Вот что бабы с мужиками творят! Три года вместе и альбомы и интервью посыпались как из рога изобилия. Кстати, на выпуск Zoom Джеффа тоже тогда вдохновил год знакомства с Рози. Ему почаще надо жён менять Шутка!

SLQ: Goldenday пишет: Не устанет. Я думаю, Камелия его настроила как следует и поддержит в случае чего. Вот что бабы с мужиками творят! Три года вместе и альбомы и интервью посыпались как из рога изобилия. Кстати, на выпуск Zoom Джеффа тоже тогда вдохновил год знакомства с Рози. Ему почаще надо жён менять Жен не обязательно менять. Камелии просто почаще шоппингом надо заниматься. Пару походов в магазин, и мужу пора новый альбом писать. :)))

Voldar: Кстати о Камелии,надо отдать ей должное,за всё экранное время двух фильмов,тётя появляется в кадре один раз ,примерно на 1 секунду,так что пущай уж эта остаётся и даже по магазам ходит(ну типа новых рыбок купить),а то получим ещё 11 лет затворничества. Лена и Димка,огромное вам спасибо за находку этого видео.Акустический концерт просто шедевр с подарками ,для себя отметил,что Джефф как то с явным волнением исполняет Can"t...,такое впечатление,что у него что то связано с этой песней.

Goldenday: Voldar пишет: Can"t...,такое впечатление,что у него что то связано с этой песней. Если помнишь, он всё время упоминает, что сочинил её в родительском доме. Видимо, по ним и по тому времени ностальгирует.

Voldar: Друган Рмчард забытым не остался.

ТНЮ: Ричард просто душка

allamina: я вообще в ауте.. извините

Voldar: Трейлер добавили на новые альбомы.

Voldar: Рип с СD Long Wave вместе со сканами полиграфии в высоком разрешении. http://prog-n-rock.moole.ru/424155-jeff-lynne-long-wave-2012-frontiers-records-fr-cd.html

Goldenday: Сольник Джеффа и переизданный Вери Бест на этой неделе лидируют в чартах Англии! Мало того: сборник лучших вещей 2005-года держит 10 место вторую неделю подряд. Гип-гип ура! http://www.ftmusic.com/news/index.html

Voldar: Это конешна сильный результат.волны на 5 месте,а мистер на 9.

Voldar: На itunes к мистеру добавили 4 песни. 13 Ma-Ma-Ma Belle (2012 Version) Electric Light Orchestra 3:52 $0.99 14 Rockaria! (2012 Version) Electric Light Orchestra 3:13 $0.99 15 Steppin' Out (With Richard Tandy) [Live] [Live 2012 Version] Electric Light Orchestra 3:23 $0.99 16 Can't Get It Out of My Head (With Richard Tandy) [Live] [Live 2012 Version] Electric Light Orchestra https://itunes.apple.com/us/album/mr.-blue-sky-very-best-electric/id567534487

AlexYar: Voldar пишет: 14 Rockaria! (2012 Version) Electric Light Orchestra Интересно партию Мэри Томас тоже Лора исполняет или всетаки оставили оригинал?

Шубидуба: Бонусы пока негде скачать?

Voldar: Влад, я пока не видел, но думаю, скоро появятся.

SLQ: This weekend's UK iTunes Top 10 Rock Albums chart. 'Mr. Blue Sky - The Very Best of Electric Light Orchestra' at #5, and 'Long Wave' at #6!

Шубидуба: ха-ха, нормально! 2012 год на дворе, а в десятке 2 альбома Битлз, 2 ЕЛО, Роллинги и ЮБи-40!

Goldenday: Шубидуба пишет: 2012 год на дворе, а в десятке 2 альбома Битлз, 2 ЕЛО, Роллинги и ЮБи-40! Чудесная осень!

Voldar: В официальном чарте ВВС волны №1,а мистер №2. http://www.bbc.co.uk/radio1/chart/indiealbums

Шубидуба: вот это круто ваще! Линн теперь поймёт, что его помнят и любят и навыпускает в следующем году ещё пачку альбомов!

Sergey`M: Давно такого не было. Альбом Джеффа Линна на первом месте! Я в этих чартах толком никого, кроме Линна не знаю. Что за дела?

Voldar: Собственно говоря,это ответ на споры о том,правильно ли сделал Джефф выпустив сначала именно эти альбомы.Похоже он попал прямо в десятку в прямом и переносном смысле этого слова. Только знаете, что обидно: тихая трансляция по офису в течение недели не заинтересовала ни одного хомячка.

Sergey`M: Voldar пишет: тихая трансляция по офису в течение недели не заинтересовала ни одного хомячка Да хоть и громкую вруби Володя - они в другом мире. Нам-то что. Ценность альбома от этого не падает. Кто понимает - оценит и полюбит.

Voldar: Сереж,громко я тоже пробовал.Ну может некий ажиотаж в чартах,заставит кого-нибудь спросить,а чё это за дяденька?

Sergey`M: Надо признать - альбом ориентирован на аудиторию от 30-ти и старше (за редким исключением), знакомых с творчеством Линна и вообще англоязычным роком 60-70-х.

Goldenday: Sergey`M пишет: (за редким исключением) Это точно! Моему 14-летнему пацану очень понравился. Это всё правильное воспитание папы

Goldenday: Офигеть просто! Наконец-то Джефф получает то, что давно заслужил.

Goldenday: Sergey`M пишет: Я в этих чартах толком никого, кроме Линна не знаю. Почему не знаешь? Там и Джон Лорд, и Крис де Бург, и Ноэль Галлахер, и Пол Каррак и Мэднесс... именитых "старичков" хватает.

Sergey`M: Дим, знаю, конечно. Просто бегло пробежавшись... испугался пустоты. А вот Long Wave очень нравится. Хочется слушать и слушать и мелодии запали в голову.

Goldenday: А я вот разок послушал, насладился, прослезился, и теперь героически терплю, ожидая посылку, чтобы уже слушать дальше, держа в руках альбом

Voldar: Дааа,Димка ты просто кремень.Я уже так крепко подсел на волны,что не послушав раз 5 за день не могу.

Goldenday: Voldar пишет: ты просто кремень. Я тебе больше скажу: Олег - ещё больший кремень, чем мы вместе взятые: он вообще практически альбом не слушал, хотя мог бы. Тоже ждёт посылку, чтобы начать с оригинала

AlexYar: Voldar пишет: Я уже так крепко подсел на волны,что не послушав раз 5 за день не могу. Аналогично! С позавчерашнего дня добавил еще в свой плей-лист "бунгало", так что щаз без перерыва друг за дружкой ТРИ ЛИННА крутятся!!!!

Voldar: AlexYar пишет: добавил еще в свой плей-лист "бунгало" А я к волнам прицепил Stormy Wether,September Song и ещё туда отлично укладывается Don't Say Goodbye,ну прямо как там и была.

AlexYar: Voldar пишет: А я к волнам прицепил Stormy Wether,September Song и ещё туда отлично укладывается Don't Say Goodbye,ну прямо как там и была. А у меня еще весь Театр Кресел в том же плей-листе, плюс Рок-Он Шеннона, все Вилбурисы, и все это на протяжении уже 2-х или 3-х месяцев подряд наверное....

Voldar: Обзор волн с портала критиков.Обратите внимание на пассаж в конце относительно мастеринга. Music Review: Jeff Lynne - Long Wave Author: Wayne Klein Jeff Lynne has been away for quite a while as a recording artist. Long Wave (out as of October 9) comes as a bit of a surprise because it’s 1) an album made up of a mixture of pre-rock standards/pop music, early rock music and 2) features Lynne playing every instrument. This isn’t the first time he’s done either one of these things but it’s a curious decision given that this is his first album as an artist in over a decade. Released at the same time as Lynne’s re-recordings of classic ELO songs (Mr. Blue Sky: The Very Best of Electric Light Orchestra), Long Wave presents Lynne having fun and doing material he clearly has affection for. The difficulty of playing all the instruments yourself is the lack of chemistry with other players. As good as this release is, it could use a bit of, well, fire from other musicians. Even without the interaction of other players Long Wave is still a fun, enjoyable album and it’s nice to see Lynne having fun particularly after being away for so long as a recording artist. I wouldn’t come to this album expecting this to sound like ELO. Lynne's production style and interests have changed with the times. That's reflected in its sound. The songs range from "She," written by Charles Aznavour and Herbert Kretzmer and a hit single back in 1974, to a nice cover of Roy Orbison's "Running Scared" and even the theme song to the film Love Is a Many-Splendored Thing. Some of Lynne's cover versions are more successful than others. For example, "Smile" (written by Charlie Chaplin) and "At Last" just don't cut it. Although Long Wave is well played and recorded, the mastering is something else. The album suffers from compression which results in a “louder” album with less depth, less dynamics and, frankly, less punch as a result. Everything sounds the same—there’s little variation in the volume of the recording. This isn’t something new and it isn’t something unique to Lynne’s album. It’s been a growing problem for a decade but it continues to dog new and reissued recordings. While this might be perfect for poor-sounding mp3s, it’s not for a dynamic sounding CD or slab of vinyl that can capture the nuance of well recorded albums. Fans of Lynne’s work with ELO and solo will enjoy Long Wave as long as they temper their expectations since it isn’t a collection of new material. I do wish that the mastering for this album was better particularly given all the care that Lynne put into his highly stylized production. http://blogcritics.org/music/article/music-review-jeff-lynne-long-wave/

Goldenday: Voldar пишет: Обратите внимание на пассаж в конце относительно мастеринга. Н-да, интересненько. Ещё кто-нибудь так считает?

Storiesofold: В ночь с пятницы на субботу, Радио-Рок, программа "Ловец жемчуга" — передача про Линна.

Goldenday: Ух ты! записал бы кто.

Voldar: Тебе и так в самый раз,начинается с ноля часов. http://www.rockfm.ru/programs/99711

Шубидуба: Димка, а чего её записывать, она навечно записывается в интернете и слушай в любое время хоть несколько раз на moskva.fm

Goldenday: А, ну понятно

Voldar: В америке старт оказалсы не столь впечатляюший как на родине,причем мистер поднялся повыше чем волны. Jeff Lynne debuts at both 118 and 133. In the higher spot is his re-recordings of some of ELO's biggest hits with Mr. Blue Sky: The Very Best of the Electric Light Orchestra. At 133 is his first solo album in 22 years, Long Wave. Read more: http://www.vintagevinylnews.com/2012/10/chart-watch-america-kiss-debuts-at-3.html#ixzz29ip0LvX6 http://www.billboard.com/charts/billboard-200#/album/electric-light-orchestra/mr-blue-sky-the-very-best-of-electric-light/1687111 http://www.billboard.com/#/album/jeff-lynne/long-wave/1687238

Voldar: Письмо с шоудауна,называется прорыв,но я бы сказал - Джефф соединяющий .. эээ сердца. Subject: A breakthrough! Date: Mon, 15 Oct 2012 14:38:22 -0700 From: dwilliams98@comcast.net As much as I love my wife, one of my biggest sorrows is that she cannot stand ELO. (And yet we've been married 25 years...imagine that!) I have been forced "into the closet" so to speak whenever I want to listen to my favorite band. [sigh] Well, the other night we had a breakthrough! As we were sitting down to supper, I decided to put on Long Wave. She didn't say a word about the music as "She" came to an end, and when "If I Loved You" finished playing, she looked at me and said, "Is this new ELO? I really LIKE IT!" Now, I'm smart enough to know when to keep my mouth shut and so if she thinks it's ELO, that's good enough for me! It was definitely a win for our team that night!

Goldenday: Ха-ха! Похожая история со мной. Жена примерно те же слова произнесла при дебютном прослушивании

Voldar: Goldenday пишет: Похожая история со мной. Жена примерно те же слова произнесла при дебютном прослушивании Всё это настолько похоже,что остаётся Гале только передать привет от Лены.(ну типа это я ещё потерплю)

AlexYar: Да, интересная история! Хотя, не совсем понятно, почему ЭЛО то не нравится его жене... Ладно вот я позавчера свою жену "затащил" на премьеру нового фильма Led Zeppelin - Celebration Day - тут понятно, ее терпения "хватило" только до половины... Но уж не любить ЭЛО - эт странно как-то!

Goldenday: AlexYar пишет: не любить ЭЛО - эт странно как-то! Моя, по её словам, столько наслушалась со мной Битлз, ELO, 10СС, Парсонса и пр.пр.пр.,пр., что она называет теперь ELO всех, кто набил ей оскомину. Грэхэм Голдмен играет - в духе ELO, любой сольник битла - опять ELO, Крис Айсик - подобное ELO, Муди Блюз, Орбисоны, Шенноны - всё туда, только для Петти, пожалуй, делает исключение. Остальное - старьё НО, правда, не сопротивляется, когда я ставлю.

Voldar: Goldenday пишет: только для Петти, пожалуй, делает исключение Ну хотя бы здесь тебе повезло.

Voldar: Расширенный обзор альбомов в экзаминере. Jeff Lynne goes higher and higer, baby, with ELO Jeff Lynne hasn’t released anything new under the Electric Light Orchestra banner since 2001’s Zoom. It’s been twice as long since he issued an album under his own name. But with the release of two new covers albums from Frontiers Records, the perpetually sunglassed uber-producer (George Harrison, Tom Petty) is making up for lost time. The first disc, Long Wave, is a collection of standards, show tunes, and movie music dating from 1940-1965. Lynne’s first proper solo album in twenty years finds the ex-Traveling Wilbury bringing his decades of studio experience to bear on vintage songs popularized eons ago by Bobby Darin, Nat King Cole, Frank Sinatra, and Etta James in a way that refreshes the material instead of ravaging it. The second, Mr. Blue Sky: The Very Best of Electric Light Orchestra, finds Lynne covering himself with retreads of a dozen classic ELO tracks. While it’s a little disingenuous to put a “Best Of” stamp on a compilation full of previously unreleased versions of old songs, few will argue that selections like “Do Ya,” “Turn to Stone,” “Don’t Bring Me Down” and “Livin’ Thing” aren’t among the crème of ELO’s orchestra-rock crop. Named for the radio that transfixed Lynne as a kid, Long Wave (versus short wave) commences with a lilting acoustic guitar-based interpretation of Charles Aznavour’s “She.” Lynne references Elvis Costello’s 1974 reading of the song, allowing the first verse to breathe before introducing drums and ornamental keys. Rodgers and Hammerstein’s “If I Loved You” continues in a similar vein, with Lynne decorating the Carousel cut with piano arpeggios and Beatle-esque orchestration. Lynne dabbles in country-folk on Don Everly’s “So Sad,” where gentle acoustic strumming and Lynne’s trademark layered harmony vocals milk every ounce of melancholy. Bright electric guitar leads reply to every verse, creating a colorful dialogue between singer and instrument. Originally peformed by Don Covay and The Goodtimes in 1964, “Mercy Mercy” boasts rat-a-tat backbeat and crackling lead guitar over Lynne’s falsetto and handclaps. It’s a fun salute to raucous, old-school rock and roll that offsets the quieter early tracks quite nicely. Lynne mimics departed Wilbury Roy Orbison on “Running Scared,” adopting a woozy baritone for a bolero ballad about a boyfriend frightened off by a rival suitor. Faux strings and piano add drama and depth to the track, but it’s the start-stop staccato chords that infuse urgency—and uncertainty. “Bewitched, Bothered, and Bewildered” (from the 1940 musical Pal Joey) has been covered dozens of times over the years by some of the best voices in the business—Carly Simon, Doris Day, Linda Ronstadt, Rod Stewart among them—but Lynne gives the “simpering, whimpering, child again” show tune a restrained, vulnerable voice whose sincerity convinces well enough. He pulls of a similar trick on “Love is a Many Splendored Thing,” but enlivens things with electric guitar slide and a quirky synth solo. ELO meets Charlie Chaplin on “Smile,” (the theme from the 1936 Little Tramp misadventure Modern Times) whose worded incarnation became a hit for Sammy Davis, Jr., Tony Bennett, and others. Lynne belts the lead vocal on Orchestra Wives standard “At Last,” (and he must, if he’s to compete with previous recordings by chanteuses and songbirds like Celine Dion, Cyndi Lauper, and Beyonce) and damned if the orchestral valentine doesn’t work. Lynne gives a nod to Chuck Berry with “Let It Rock,” (whose Bill Haley twelve-bar guitar boogie arrived two years after “Johnny B. Goode”) then closes out with balmy movie favorite (and TV commercial jingle) “Beyond the Sea,” wherein he employs guitars-as-horns to achieve a full, big band sound. Where Lynne takes a few chances on Long Wave, he opts for an if-it-ain’t-broke approach with Mr. Blue Sky, whose ELO recreations sound so much like the originals that casual listeners won’t know the difference. “The idea was to get them to sound better,” Lynne told Rolling Stone earlier this month. Hoping to recapture (if not reclaim) some of the magic made with Bev Bevan and Richard Tandy, Lynne revisits his old band’s biggest hits using today’s technology and his own considerable four decades’ worth of experience in front of—and behind—the console. Stretching as far back as 1970 (“10538 Overture,” from Electric Light Orchestra) and ending in 1979 (“Don’t Bring Me Down,” from Discovery), Lynne proves he’s still got the Midas touch. Granted, ELO has always been something of a guilty pleasure for people, many of who immediately recognize “Turn to Stone” or “Do Ya” on the car radio and sing along—but don’t know it’s Jeff Lynne. The group’s coupling of violins and cellos with arena rock drums and bass saw it unfairly lumped with the disco acts of the latter Seventies. But classic rock aficionados will tell you (as would Lynne’s contemporaries) that the guy knows how to write and record irresistibly catchy pop-rock tunes, marinating the music in dense vocal harmonies, lush strings, and swirling synths. The credits for Mr. Blue Sky list Lynne as performing almost every instrument on the disc. Violins and cellos aren’t among these, so it stands to reason Lynne employed Marc Mann as his string-man and synthesizer surrogate this time out. “Mr. Blue Sky” still begins with the radio static of a weather forecast and features both the warbled vocoder speaking part and tink-tink-tink-tink percussion. “Evil Woman” relegates Lynne’s clear, jangly guitar to the left channel and clavinet-like keys to the right. His daughter, Laura, makes her first appearance here on background vocal, ably subbing for every female backup on every ELO LP. Lynne dips into Face the Music and Out of the Blue waters with “Strange Magic” and “Turn to Stone.” The former’s familiar plaintive intro guitar motif is louder and more resonant here, while the latter incorporates some nimble mini-Moog among the squeaky synth-strings. The electric guitar is much more prominent on “Showdown,” as is the pizzicato plucking of Mann’s strings, and the low rumble of cello still plays nicely again Lynne’s R & B groove. “Don’t Bring Me Down” still contains that wonderfully inexplicable Grus! refrain amid Lynne’s sandwiched high harmonies. New World Record hit “Telephone Line” sends Lynne’s heavenly harmonies wafting over billowy electric piano chords. The choir doesn’t sound quite as thick or trebly as on the ’77 recording, but that doo-wah-do-lang refrain has an infectious sweetness that doesn’t get old. That forlorn dial tone is intact, we swear we hear allusions to The Beatles’ “Hello, Goodbye” in the outro. An Arabesque violin flourish and faux French horn (or is it trumpet?) kick off “Livin’ Thing” once again, only now Lynne’s acoustic guitars are as audible and rhythm-centric as the strings. Daughter Laura chimes in with the don’t cha do it, don’t cha do it interlocutions, and Papa Jeff’s echoey I’m taking a dive! pronouncement still pans from left to right. We never cared much for “Can’t Get It Out of My Head,” but the 1974 Eldorado cut is cloned accurately. Of greater note is Lynne’s return to “Do Ya,” a jewel he penned with The Move but dusted off for a hit single in 1976. The guitars are huge here, triple-tracked and compressed for today’s ears, and the percussion (cowbell and all) rings out uproariously as the strings reach their Never seen nothin’ like you crescendo. New track “Point of No Return” picks up right where Zoom left off and gives ELO fans who have everything something fresh to sing their teeth into. The song is textbook Lynne-as-ELO weaving George Harrison-like Gretsch guitars and pulsating bass together in a mid-tempo rocker that would—in any other era—spend a few weeks climbing the Billboard charts. But just because a tune doesn’t cause a splash in today’s Gaga-Bieber market doesn’t mean it isn’t good. On the contrary, there’s a lot to be said for obscure, independent, gotta-look-for-it music in these talent-challenged times, even when the author is—like Lynne—a formidable force in the industry. It’s almost a shame Lynne didn’t venture into ELO’s output from the Eighties. Perhaps he wasn’t as dissatisfied with longstanding versions of hits like “Hold On Tight,” “Calling America” and “So Serious” as with his earlier stuff. Still, where’s the 2012 version of the seemingly obvious gem “Sweet Talkin’ Woman?” We’re convinced an update of 1975 instrumental “Fire on High” would go gangbusters (sans the “Revolution 9” sound pastiche and back-masking). Still, this is a terrific pair of recordings. Ironically, the next time Lynne cuts a Greatest Hits disc (ELO has many) he could include his sleek, enthusiastic spins on “So Sad,” “Smile,” and “Mercy Mercy.” The English musician so thoroughly co-opts these (mostly) American tunes that they become his own. They fare well measured against anything in the ELO canon, and it’s to Lynne’s credit that Long Wave effectively (re)introduces them to a younger generation. http://www.examiner.com/review/jeff-lynne-goes-higher-and-higer-baby-with-elo

Goldenday: Voldar пишет: Ну хотя бы здесь тебе повезло. Почему хотя бы здесь? Она ещё роллингов слушает

Voldar: Это в смысле no satisfaction ?

Goldenday: Уже говорил Владу, повторюсь здесь: заходил на выходных в "Кайлас" - наш магазинчик, торгующий пиратскими дисками и один из немногих, ещё держащийся на плаву. Пачка сольников Линна лежала на прилавке ("Вери Бест" не было). Полная книжка + бонус "Jody". Однако, наши всё успевают: где надо и не надо.

Voldar: Вот даже интересно,а дефект на МБС наши пираты тоже воспроизвели? На шоудауне народ заметил, что на Do Ya и 10538 примерно на 14-15 секунде в правом канале есть посторонний шум,то есть первый выпуск может стать раритетным сразу. Subject: MBS: Audio problem? Date: Fri, 12 Oct 2012 05:21:19 -0700 From: "Stuart Paterson" <stpat@rogers.com> Hi guys, I've noticed what sounds like some sort of audio defect on the new Mr. Blue Sky CD... Listening to the guitar intros of "Do Ya" and "10538", I hear noise on the right channel. On "Do Ya", it sounds like rattling, on "10538" it sounds like some sort of crackling. *Maybe* the sound on "Do Ya" is deliberate (but I'd be surprised), but on 10538 it sounds like random crackling.... no way that is intentional. Has anyone else noticed this? I have 2 copies of the CD (one I bought for me, one for my mom, and it's present on both of them). Out of curiousity, I downloaded a torrent of the CD off the net to check it out (yes, I know, it's not right to do that, but I bought two copies, and this was in the name of scientific research :) and the noise was on the downloaded version too (which I'm guessing was a CD rip.) So... anyone NOT have these "oddities" on their copies? ********** Subject: Re: MBS: Audio problem? Date: Fri, 12 Oct 2012 23:28:39 -0700 From: "van Ek, Marcel" <marcel.vanek@atos.net> Stuart, yes on 10538 it's on the .14 and .15 sec mark right channel. Must say I had not noticed before. Didn't notice anything odd on Do Ya, but I'm at the office, using the laptop with less than proper headphones, so need to do the check at home. But 10538 : yes I'm afraid so. Marcel Netherlands ********** Subject: Re: MBS: Audio problem? Date: Sat, 13 Oct 2012 01:31:45 -0700 From: Guido Beijderwellen <Guido@Beijderwellen.com> Hey Stuart, I heard the same noise on my versions as well. I first thought it was digital overdub or caused by the fact that I was having my stereo to loud. But after I checked the CD's itself on another HiFi set I noticed the same and without having the CD loud. And also only in the right channel, and exactly on both songs on the intro, but also every now and then mainly when the guitars "light up"... Now I'm not the only one that is hearing it, I know I'm not getting mentally retarded or my hearing is going down the line! Should we ask Jeff to redo the songs? And when he is at it, can you also please ask him to put in the correct full ending of Mr Blue Sky ?? That would be great!! ;-))) The rest is fine, no changes required. Now I'm going to get the Japanese CD's and LP's maybe they are better????

Goldenday: Voldar пишет: Это в смысле no satisfaction ? А чёрт его знает

Voldar: Ещё один обзорчик из солидного журнала. Album Review: Jeff Lynne – Long Wave and Mr. Blue Sky – The Very Best of Electric Light Orchestra By Sarah Grant on October 29th, 2012 in Album Reviews Every avowed Beatles fan rues and revels in the day when he or she turns 64, and Jeff Lynne is no different. The master wall-of-sounder turned 64 this year and released a double album (one of ELO hits and one of covers). He raises the question: Do we still need him? Will we still feed him? Of course we need you, Mr. Lynne. Who else can deliver a line like “you took my body and played to win” with such boyish charm? Rod Stewart? As the song goes: “Ha, ha.” “Evil Woman” is one of 11 beloved ELO songs that Lynne re-recorded in his studio in Los Angeles for Mr. Blue Sky – The Very Best of Electric Light Orchestra. Given recording limitations of the 70s and 80s, Lynne thought the songs needed some retouching. So he went back and did all the instrumental and vocal parts himself. It will be exactly like when Beyonce re-records the Destiny’s Child catalogue due to certain limitations, such as all of the voices that are not hers. Whatever digital rosin Lynne is using these days seems to be working. “Strange Magic”, “Don’t Bring Me Down”, and “Do Ya” are just a few tracks that sound faster and fresher. But the real treat on the album is the previously unreleased, “Point Of No Return”. Its rollicking guitar lick and “ball-and-chain” motif could have easily been on Tom Petty’s Full Moon Fever, which Lynne helped write, produce, and accompany twenty years ago. Although original material would have been welcome, Long Wave proves that every song can be an ELO song if it really tries hard enough. Even the deeply regal “At Last” sounds like it could be the B-side to “Mr. Blue Sky”. Lynne shed some electric light on artists that inspired him as a radio-head in Manchester, England, such as the Everly Brothers and Don Covay. Surprising pre-rock songs choices include “Bewitched, Bothered and Bewildered” and “Love Is A Many Splendoured Thing.” “She” has a “Strawberry Fields Forever” softness, while “Running Scared” features Lynne doing an entertainingly accurate impression of the late, great Roy Orbison. 40-years into his rich musical career, it’s perfectly fine for Lynne to be taking stock — just as long as he doesn’t stop. Essential Tracks: “Mercy, Mercy”, “Running Scared”, “So Sad”, “Point Of No Return” http://consequenceofsound.net/2012/10/album-review-jeff-lynne-long-wave-and-mr-blue-sky-the-very-best-of-electric-light-orchestra/

Voldar: Выложен японский МБС. http://www.kpnemo.ws/music/2012/10/31/Electric_Light_Orchestra_/#full

Goldenday: Когда же можно будет достать 4 бонус-трека?

Voldar: Други мои,чего примолкли,жить осталось ещё больше месяца.Где страстные впечатления от новых альбомов? Наш модератор по такому случаю,даже новые уши купил.

Goldenday: Voldar пишет: Наш модератор по такому случаю,даже новые уши купил. Да, сижу теперь в студии и балдею потихоньку Правда, Джеффа пока слушаю только дома: на колонках всё же приятнее А альбомы хороши! Ух как хороши!

Voldar: На сегодняшний день даже в английских чартах волны откатились на 91 место. http://www.officialcharts.com/albums-chart/

Sergey`M: а Mr. Blue sky поднялся с 88 на 82, ура!

Voldar: Ещё отклик от отечественной прессы,у автора кстати фамилия подходящая. По волне моего радио Борис Барабанов о "Long Wave" Джеффа Линна Имя Джеффа Линна в сознании отечественного меломана связано прежде всего с группой Electric Light Orchestra. Правда, наиболее дотошные поклонники рока 1970-х склонны считать Джеффа Линна вторым по значимости персонажем в ELO после Роя Вуда, человека в гораздо большей степени наделенного божественным талантом, что было доказано еще во времена их совместной работы в легендарном составе The Move. Именно Линну в голову пришла мысль использовать в аранжировках рок-группы скрипки, виолончели и прочий арсенал симфонического оркестра. Считается, что Рой Вуд ушел из ELO потому, что подход Джеффа Линна к производству музыки был слишком конформистским и рыночным. Впрочем, причиной с той же вероятностью могли быть и проблемы с менеджментом, о которых в соответствующей главе пишет Wikipedia. История рассудила следующим образом: новый проект Роя Вуда Wizzard дважды возглавил британский чарт синглов, но сильно уступал ELO по части продаж: под руководством Джеффа Линна группа продала 50 млн пластинок, хотя ни разу не возглавляла песенный чарт (за исключением заглавной песни из фильма "Ксанаду" с Оливией Ньютон-Джон). Песни Джеффа Линна легко слушаются и запоминаются, но коллеги-музыканты все же в первую очередь оценили его продюсерский дар. После "симфонического" звука и многократных голосовых наложений ELO Джефф Линн ничего не изобрел, но и полюбили его не за это, а за способность в композиции и аранжировке добиваться предельно битловского настроения. Прежде всего, как ни странно, оно требовалось самим экс-битлам. Джефф Линн работал над их сольными блокбастерами, а также участвовал в перезаписи не издававшихся ранее песен The Beatles для сборников "Anthology". Кроме того, Джефф Линн стал полноправным участником мифологической супергруппы Traveling Wilburys, которую придумывал вместе с Джорджем Харрисоном, Бобом Диланом, Томом Петти и Роем Орбисоном. Казалось, его гений проявляется только в соприкосновении с чужой музыкой или чужими идеями. Его миссия была в том, чтобы время от времени напоминать заплывшим жиром классикам, кто они и откуда. В 1990 году он выпустил первый сольный альбом "Armchair Theatre". В своей радиоэнциклопедии "Аэростат" Борис Гребенщиков назвал этот альбом "источником мощной радости". Газета The New York Times писала об "Armchair Theatre" как о диске с более расслабленным звучанием, нежели аранжировочно нагруженные записи ELO, а сам музыкант сравнивал его с записями Everly Brothers. Друг Харрисон сыграл на альбоме, присоединился также клавишник распавшихся к тому времени ELO Ричард Тенди. Однако сольный дебют Джеффа Линна потерялся среди более модных записей, а также на фоне альбомов титанов, которые он же сам собственноручно и довел до хитовой кондиции. Продолжение последовало через 22 года. "Long Wave" — это дюжина поп-стандартов, включая "Smile" Чарли Чаплина, "At Last" из репертуара Этты Джеймс, "Running Scared" Роя Орбисона и "Let It Rock" Чака Берри. "Long Wave" — это то, что вдохновляло его в самом начале, во времена детства и юности в Бирмингеме, когда именно на длинных волнах ловились программы BBC. Помнится, по похожему принципу отбирал песни для своего последнего диска Пол Маккартни. Вместе с "Long Wave" Джефф Линн выпустил в продажу "Mr. Blue Sky" — сборник записанных заново хитов ELO. Альбом оригинального материала Джефф Линн, как и его коллега Маккартни, обещает в 2013 году. В общем, пока господин Линн предпочитает свою самую востребованную ипостась — роль знатока внутреннего устройства песни, верного последователя великих и умелого их имитатора с точно настроенными ушами. Каждый трек "Long Wave" — канон, и кажется, будто ты раньше слышал не просто эти песни, но именно эти версии. От единственной новой вещи, выпущенной на "Mr. Blue Sky", осталось такое же ощущение. Совмещенное с мощной радостью, конечно. http://www.kommersant.ru/doc/2062868

Goldenday: Voldar пишет: хотя ни разу не возглавляла песенный чарт (за исключением заглавной песни из фильма "Ксанаду" с Оливией Ньютон-Джон). и умелого их имитатора Вроде автор хвалит Джеффа, но с какими-то странными оборотами. Почему не написать было просто: "один раз возглавила песенный чарт"? Это всё равно что сказать: "Я никогда в жизни не пробовал арбузы, за исключением одного раза." Получается бессознательный бред. Или всё же осознанный, чтобы подчеркнуть Роль Вуда и принизить роль Джеффа? Затем слово "имитатор". Вообще оно носит негативный оттенок, подразумевая что у человека нет своих идей, то есть питается чужими. Опять нарочитая ложка дегтя в бочке меда и разве это правда?

chimike: http://www.bbc.co.uk/radio2/music-events/playlist/ "Mercy, Mercy" from Jeff's new album 'Long Wave' is BBC Radio 2's Song of the Week

Goldenday: Песня недели - это круто! И правильно! А в ноябрьском номере Classic Rock разгромная рецензия на Long Wave: p.s. Статейку, в принципе, как-то можно было бы принимать всерьёз, если бы не одно "но". Критик пишет: "И всё же она (пластинка) звучит как-то пресно (за исключением Let It Rock - лучшего кавера Берри из тех, что пытался делать Линн....)" Вот оно! Насколько помню, за всю карьеру у Линна всего два студийных кавера Чака Берри. Первый - знаменитый, растиражированный, ставший классикой и включаемый во все сборники и былые концерты группы "Roll Over Beethoven". Второй - нынешний, сыроватый и короткий до невозможности "Let It Rock". Неужто их можно сравнивать??? Похоже, критикан так увлёкся своим праведным изобличением, что забыл, про кого пишет. Может, про Дэйва Эдмундса? Вот у кого действительно немало каверов Чака (и хороших!). Ну а критик всем продемонстрировал незнание материала. Господи, каких фрилансеров они там в Классик Рок набирают? Вторая рецензия в этом же номере на сборник "Mr Blue Sky". Второй критик более благосклонен, хотя в оценках недалеко от своего коллеги по цеху. Опять же позабавила фраза про "Point Of No Return' : "безобидный заряд в духе Тома Петти". Не знал я, что Джефф под Тома "косит"

ТНЮ: Не заслуживает Джефф такой критики, несправедливо о нём написано.

Sergey`M: Я не воспринял всерьёз эти статейки. Человек явно не вслушивался в альбомы. По 20 секунд отмотал по песне - сравнил с оригиналами и побежал писать быстрей.

Goldenday: Верно. А у меня ещё сложилось впечатление, что он недолюбливает или даже ненавидит ELO. Как правило, люди, влюблённые в предмет своей темы, пишут о нём по меньшей мере уважительно. А тут сего нет и близко: подтрунивание да снисхождение. Шёл бы этот лапоть писать про то, что сам слушает - всем было бы лучше

Voldar: Не нравятся мне эти критиканы,понятно что работа такая и не фаны Джеффа они вовсе,но всё равно не справедливо.Первый заострил внимание на том,что слушал именно альбом каверов,но не понял,что в Джефф сделал из них практически свои песни.Второй похоже вообще не в теме относительно Джеффа и авторских прав на его песни.

Goldenday: На мнение этих писак нам, конечно, плевать, а неприятно за "Классик рок": публикуя на своих страницах рецензии таких горе-профессионалов, журнал подрывает свою репутацию. Какая гарантия, что истина написана про других музыкантов и групп, если здесь такая лажа? В общем, покупать издание после таких ляпов желания мало. Кстати, я уже замечал, что журнал 'In Rock' относительно ELO гораздо объективнее в оценках.

Voldar: Есть у меня серьёзная претензия к мистеру блюскаю,то есть к Джеффу.На мой взгляд всё таки испортил он мою любимую песню,которая никогда не выходит у меня из головы.Сколько не сравнивал старый и новый вариант,мне старый нравиться гораздо больше.Там и волторны настоящие и фортепьяно звучит не так бодро и ударные вступают не так громко,в общем мне кажется то неземное ,воздушное впечатление остающееся от песни раньше куда то пропало.

Goldenday: Какую песню имеешь в виду, Володь?

Voldar: Can’t Get It Out Of My Head Димыч,ну ничего не могу поделать: сколько раз ни переслушивал, не нравится мне новый вариант.

Goldenday: Хм, учитывая твою оценку, переслушаю очень внимательно и выскажусь.

allamina: у меня с telefon line те же проблемки... в силу девичьей натуры нравятся мне и сопливые песни нашего героя. Эта, пожалуй, показательна на всякие душевные метания. Так вот не мечется на новой версии Хотя, ударные и бас тут шикарные и вообще пилик пилик и всякое такое... Но вот в старательном и осторожном вокале... Аааааай............ Раньше был более дерзок, отчаенен что ли щас просто грустит. Возможно, это мой ностальгический бзик на эту песню На всё ж остальное реагирую положительно

Voldar: Алла,я бы сказал может даже поширее,что лирические,романтические вещи на МБС,возможно из за принятого стиля мастеринга не задались.А вот боевики типа того же МБС и ДБМД очень даже порезче стали в этом свете и ДЯ как то по другому воспринимается. P.S.Алла как там в Эстерсунде удалось побывать?

Goldenday: Как и обещал, прослушал в наушниках обе версии Can’t Get It Out Of My Head раз по пять. В общем, Володь, соглашусь с тобой. В старой версии больше акцентов и оттенков, которых в новой не заметил. Там и скрипки более пронзительно вступают, паузы как-то ощутимее и хор по-другому звучит (помимо женских вокалов слышны мужские и чувствуется, что это поставленные голоса, а в новой версии хоть и красиво, но как-то попроще звучат, более того, местами ощущение, что звучание хора синтезаторное). В новой версии Джефф поёт более ровно, что непривычно и не радует. С другой стороны, звук новой версии гораздо более насыщен и объёмен. Учитывая всё вышесказанное, я бы сказал, что данная песня всё же скорее больше потеряла, чем приобрела: иногда гениальность в простоте.

Шубидуба: а мне всяко хорошо

Voldar: Владыч,дык тем людям которые вообще никогда не слышали изначальный вариант,вполне больше может понравиться этот.Может у нас просто мнение предвзятое или мы слишком привыкли к старенькому.

Voldar: Пока у нас полная неопределённость с возможным продолжением ЛВ,предлагаю нам опять же найти и прослушать оригиналы песен,которые Джефф по своей старой привычке заховал под матрас.Самое смешное,что как вы знаете кто то эту нычку нашел и одна копия всё таки на ебей утекла.До недавнего времени можно было сомневаться в подлинности этого релиза,но наш бессменный авторитет в области песен Джеффа- Роберт Портер уже разместил все эти произведения на своем сайте и дал описание(может это он и подкрался незаметно к матрасу Джеффа). Давайте посмотрим,что он пишет: Jeff Lynne - The Sunshine Of Your Smile [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of a 1916 song by John McCormack, although Jeff was probably exposed to it via the 1946 recording by Frank Sinatra and The Tommy Dorsey Orchestra. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Leonard Cooke and Lilian Ray Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - Stardust [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1927 song by Hoagy Carmichael, alhough Jeff probably knew the song better from one of it's popular mid-century recordings by Louis Armstrong, Nat King Cole or Frank Sinatra. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Hoagy Carmichael (music) and Mitchell Parish (lyrics) Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - Sally [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1931 Gracie Fields song. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Will E. Haines, Harry Leon & Leo Towers Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - All Alone Am I [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1962 Brenda Lee song. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Manos Hadjidakis (music) and Arthur Altman (lyrics) Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - Sleep Walk [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1959 Santo & Johnny instrumental song, although Jeff is probably more familiar with the 1961 cover version by The Shadows when they slightly renamed it to Sleepwalk (no space). Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Santo Farina and Johnny Farina Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - Some Enchanted Evening [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1949 South Pacific showtune. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Oscar Hammerstein and Richard Rodgers Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - Night And Day [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1932 Gay Divorce showtune, although Jeff probably knew it from many of the mid-century recordings by various pop artists, including Ringo Starr on his 1970 Sentimental Journey album. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Cole Porter Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - My Prayer [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1939 song by both Glenn Miller and The Ink Spots (having hits with it seperately that year). The song was also a hit for The Platters in 1956. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Georges Boulanger (music) and Jimmy Kennedy (lyrics) Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - Goodbye My Love [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of The Searchers' 1965 UK hit, which itself is a cover and adaptation of the Robert Mosley song enttitled Goodbye My Lover, Goodbye. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Lamar Simington, Leroy Swearingen, Robert Mosley Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased Jeff Lynne - You'll Never Walk Alone [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1945 Carousel showtune. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Richard Rodgers (music) and Oscar Hammerstein (lyrics) Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased P.S.Если не ошибаюсь эта песня гимн фанатов Ливерпуля. Jeff Lynne - Saturday Night At The Duck Pond [Unreleased Studio Recording] Details This is a cover of the 1963 instrumental song by The Cougars. It's a song that Jeff was known to have performed many times live in 1965 with his early band The Andicaps and possibly with Idle Race. Jeff's recording has not been officially released but a short sample appeared on the Down The Lane And Far Way [sic] sampler. Running Time: Unknown Record Date: between 2009 and 2012 Record Location: Bungalow Palace Studio (Jeff Lynne's home studio) Written By: Keith Owen Produced By: Jeff Lynne Engineered By: Steve Jay Performed By: Jeff Lynne (vocals, guitar, piano, drums, bass, keyboards, backing vocals, vibes) Released On: Unreleased http://www.jefflynnesongs.com/jlworks1.php Так что нам теперь только остаётся подобрать соответствующие клипы.

Goldenday: Замечательно! Есть чем заняться

Voldar: Ну попробуем представить,что сделал из этого Джефф. Frank Sinatra The sunshine of your smile

Voldar: Stardust Louis Armstrong Stardust | Nat King Cole

Voldar: Sally - Gracie Fields

Voldar: BRENDA LEE - All Alone Am I

Voldar: Santo & Johnny - Sleep Walk 1959 The Ventures - Sleep Walk The Shadows - Sleepwalk

Voldar: South Pacific: Some enchanted evening (Giorgio Tozzi)

Voldar: Night And Day - Cole Porter Billie Holiday - Night & Day (1939)

Voldar: GLENN MILLER & His Orchestra: My Prayer "My Prayer" The Platters Roy Orbison - My Prayer

Voldar: Goodbye My Love The Searchers

Voldar: "Carousel", You'll Never Walk Alone вначале этого отрывка я думаю,вы с удовольствием узнаете вот эту песню: видать Джеффа в детстве крепко зацепил саундтрек из этого фильма.

Voldar: The Cougars - Saturday Nite At The Duckpond

Goldenday: Некоторые песни, на первый взгляд, не такие яркие, как на первом альбоме, но уверен, что это только на первый взгляд, а вообще везде прекрасные мелодии. "My Prayer" в исполнении Джеффа будет изысканнейший шедевр - нисколько не сомневаюсь. А интересно, заканчивать альбом Джефф будет "Лебединым Озером" из репертуара своей юности?

Voldar: Я вот очень жалею ,что Джефф не стал работать вот с этой песней - мне кажется вписалась бы в этот альбом и вряд ли он её не слышал.

Goldenday: Чудесно! Но, Володь, на свете столько сокровищ, что все, к величайшему сожалению, не охватить. Думаю, дай Джеффу волю - он бы ещё кучу вещей записал (что, может, он и сделал втихаря)

allamina: ой... хочу машину времени. Музыка специфичная, я пока в ней не могу разрулиться.... Подожду лучше пока за меня это сделает Джефф Как там сказали выше: "всяко хорошо" будет. Я когда в прошлый раз предполагала, что будет с этим "старьём" (прошу не оскорбляться) делать маэстро, фантазия увела слишком делеко Хочется только, чтоб не так коротко Джефф работал. Тока заслушаешься.. а хоп и всё... две минуты , успевай, как хочешь.... Такое вот пожелание

Voldar: Нет,всё таки здравые люди есть на битлсру.Привожу текст достаточно известного в тамошних кругах пЕСКАРЯ. Mux. Бирюков (nECKAPb) Послушал обе новые пластинки (в японском варианте). Могу сказать следующее: - очевидно, что оба альбома - безусловно "разминочные" перед чем-то бОльшим и оригинальным; - из двух лично моё предпочтение - безоговорочно "Длинной волне". Линн очень сильный интерпретатор чужого материала - в том смысле, что умеет этот материал исполнить исключительно по-своему; это может не нравиться, но это интересно и своеобычно. И на мой взгляд - весьма удачно. Вкратце - если Вам нравятся "September Song" и "Stormy Weather" с его диска "Armchair Theatre" 1990 года (а это крайне годные, симпатичные каверы), то и этот новый диск однозначно для Вас, берите и не сомневайтесь - найдёте на нём немало музыки в том же духе. Недостаток - карликовый хронометраж (менее 30 минут! но не забудем - диск разминочный) и несколько бОльшая, - по сравнению с тем же "Armchair Theatre" который был весьма разонопланов, - монотонность. Явная неожиданность: гитарные партии на "Beyond the Sea" - один в один Брайан Мэй. - "Mr. Blue Sky" более сложный случай. Тут Линн взялся интерпретировать сам себя, и создаётся впечатление, что он, с его перфекционизмом и крайне субъективным, своеобразным подходом просто не знает, а что же тут ещё можно сделать - всё уже давно сделано, причём им же самим. Все слышали с его же слов, что его не удовлетворяли старые версии, он хотел сделать новые более динамичными. Вот не знаю, я этого не услышал. Звук, конечно, поярче и посовременнее, но в основном все записи практически один в один повторяют оригиналы, вплоть до ноты. Это в лучшем случае. В худшем, увы, не только превзойти себя прежнего, но и сровняться с ним у Джеффа не вышло; "Don't Bring Me Down", например, меня разочаровала - танцпол-роковая мощь оригинала куда-то улетучилась, всё истончилось, распалось на куски и прозвучало неубедительно. Опять же, партии фирменных струнных старого ЭЛО (в сущности и оправдывавшие слово "Оркестр" в названии группы) в новых версиях отданы на откуп синтезированным стрингзам и как-то задавлены. В сущности, я ожидал подобного - на боксе "Flashback" есть Линновская образца 2000 года перепевка старого хита "Xanadu"; там всё очень неплохо, качественно, по-Линновски - но как-то не то. Примерно то же можно сказать и о новой пластинке: очень качественный, добросовестный, безусловно Линновский продукт - но зачем он, не очень понятно. Может, баловство; может, ностальгия; может, всё та же разминка, гимнастика. Не поразило тут меня - по сравнению со старыми записями - практически ничто, кроме разве что того, что Линн как певец весьма неплохо сохранился, да ещё очень стильного изобразительного хода на обложка: фирменная ЭЛОшная летающая тарелка показана здесь битой ржавчиной и коррозией. - тем не менее, Джефф Линн это всегда Джефф Линн; те, кто любит его мелодии, аранжировки и звук - берите, разочарованы не будете; и ждите новых, на сей раз уже оригинальных творений от мистер Блю-Ская. http://www.beatles.ru/postman/forum_messages.asp?cfrom=6&msg_id=15059&cpage=3&forum_id=3 Надо сказать,что как видите, народ всё же находиться в некоторых непонятках относительно МБС.Я думаю,что бы облегчить людям понимание вопроса надо наверно несколько раскрыть тему авторских прав и идентификации музыкального наследия великого британского композитора Джеффри Линна. Вы прекрасно знаете,что пользуясь запутанным положением с авторскими правами некоторые недобросовестные члены бывшего ВИА ЭЛО(практически мерзкие негодяи) ,причем и вместе ,и порознь,решили подзаработать денех на чужом таланте и дошли до такой степени наглости,что даже не соизволили называть автора исполняемых произведений,одного из них даже визуально стали принимать за Джеффа(реальный случай на элошном форуме). В результате самого Джеффа ,особенно молодое поколение перестало ассоциировать с его собственными произведениями.Так вот на мой взгляд единственной причиной выхода МБС является попытка восстановить историческую справедливость. Излагайте свои соображения,в обшем хотелось ответить консолидировано.

Goldenday: Мужик толково написал. Единственное, что он совершенно не упомянул шикарную 'Point Of No Return', а ради неё уже стОит MBS купить со всеми его достоинствами и недостатками. Она - символ того, что Джефф по-прежнему всё может: взять и наряду с расслабленным, домашним звучанием "Long Wave" выдать танцевальный боевичок с яркой мелодией в лучших традициях ELO 80-х. А по авторским правам: очевидно, что CD Mr BLue Sky не просто так вышел одновременно с документальным фильмом Mr Blue Sky, как напоминание, кто в хате хозяин.

ТНЮ: прослушала новый диск "Long Wave", а там брачок в виде щелчков и пауз каких-то в одной песне. Вечно найдётся кто-то, чтобы обломать кайф "Неуд" итальянцам!

Goldenday: Что за песня? Альбом фирменный?

ТНЮ: В "Диезе" итальянский, сестра купила в январе. Не помню точно в какой песне "заскоки", наверное в "Love Is.....". Обратно уже не вернуть, да и ладно.

Goldenday: Надо же... Обратно, действительно, не вернуть. Сочувствую! Ну, если желание иметь такую вещь окончательно не погибло, можно попробовать заказать альбом ещё раз через инет.

ТНЮ: Да сама виновата: и чек был, и возможность съездить, но поздно диск распаковала - где-то через пару месяцев после того, как мне его на день рождения подарили.

Goldenday: Читали такое? Случайно сегодня попалось. В принципе, ничего нового, но это одна из самых полных русскоязычных рецензий на Long Wave с попыткой анализа. Отдельные фразы добавляют новый оттенок всему знакомому. Вот что у очков фасон "Авиатор" я не знал. Сам такие ношу летом (подсознательно, наверное) )) http://izvestia.ru/news/537774 В сущности, Линну не о чем сегодня мечтать. Четыре года назад он вошел в пятерку «самых главных музыкальных продюсеров планеты» по версии газеты The Washington Times. Именно он создал самую популярную прог-роковую группу планеты Electric Light Orchestra, участвовал в супергруппе Traveling Wilburys вместе с Роем Орбисоном, Бобом Диланом, Томом Петти и Джорджем Харрисоном, продюсировал альбомы многих артистов в диапазоне от The Beatles до Регины Спектор. Однако музыкант, последние годы не снимающий с лица темные очки фасона «авиатор», снова и снова напоминает о себе — и всякий раз неожиданно. Начать стоит с весны 2009-го, когда в рок-прессу просочились слухи, что артист записывает нечто новое. К осени стало понятно, что записывается второй сольник, и будет он состоять из неких кавер-версий. Затем было затишье на два с половиной года, после чего в стане поклонников классического рока фактически разорвалась бомба: оказалось, в октябре 2012-го выходит не один, а два альбома Линна, причем второй вновь выпускается под брендом ELO. Более того, он носит подзаголовок The Very Best — но записан при этом не в прошлом, а нынче. Секрет, впрочем, довольно быстро раскрылся. По словам артиста, слушая собственные песни прошлых лет в радиоэфире, он все время думал, как скверно они сделаны, и как-то раз в студии записал на пробу две композиции методом наложения, сыграв на всех инструментах самостоятельно. Опыт понравился, после чего было решено продолжать — так и сложился альбом Mr. Blue Sky: The Very Best Of Electric Light Orchestra. Без чьей-либо помощи, кроме нескольких бэк-вокальных партий, напетых одной из дочерей Линна Лорой, — так, во всяком случае, заявляет сам Линн, хотя в выходных данных значится, помимо Линна, клавишник и аранжировщик Марк Манн. Тем не менее Линн в очередной раз доказывает, что у него действительно есть право замыкать название группы на себя. Это, безусловно, не переосмысление славного наследия группы — скорее, его освежение. Перезаписанные треки (в качестве бонуса присутствует никогда не выпускавшаяся композиция Point Of No Return) звучат чище и ярче оригиналов, хотя, возможно, поклонники старой формации предпочтут старые, местами грязноватые, перекомпрессированные треки 1970-х. Но это все тот же классический линновский саунд — с фирменными ухающими ударными, экспрессивной, но лаконичной бас-гитарой и акцентированными струнными, на сей раз, увы, синтезированными. Так, а что же с сольным альбомом Линна? Он действительно вышел в тот же день, что и Mr. Blue Sky, называется Long Wave и состоит из кавер-версий на песни, звучавшие по радио в пору взросления нашего героя. FM-диапазон тогда не был задействован, все популярные станции вещали на длинных волнах — отсюда и название. Среди треков — прославленная Бобби Дарином Beyond The Sea, Smile Чарли Чаплина, Running Scared Роя Орбисона (кто же знал, что они потом встретятся с Линном, да как!), песни из мюзиклов Роджерса, Харта и Хаммерстайна, хиты Everly Brothers и Дона Ковэя, один из ранних рок-н-роллов Чака Берри: все это собрано и сыграно Линном (опять в одиночку) куда более бережно и нежно. Все-таки Long Wave — это дань уважения бирмингемскому небогатому детству, во многом сформировавшему Линна как артиста. А еще этот альбом доказывает простую истину: между так называемой попсой того времени и пришедшим ему на смену рок-н-роллом больше общности, чем противоречий, и в контекст культуры и то, и другое входят на равных правах.



полная версия страницы